Современная сакральная архитектура как символ архитектурной идентичности и общественное пространство в условиях зимнего города
https://doi.org/10.21285/2227-2917-2022-3-408-419
Аннотация
Цель - рассмотреть здание современной церкви как мощный символ культурной и архитектурной идентичности, а пространство в городе, организованное вокруг и внутри религиозной постройки, как важное с точки зрения цивилизационной культуры общественное пространство; провести сравнительный анализ европейского и российского современного сакрального строительства и сделать прогноз развития православной архитектуры в наши дни, отследить тенденции и ее возможные стили и направления. Было проведено натурное обследование и изучение 150 современных церквей Австрии, эмпирически и в научной литературе отслежено их эволюционное развитие в течение последних 120 лет. Также исследованы некоторые российские церкви, восстановленные, реставрированные исторические и новые, построенные после распада СССР. В результате дана оценка и объяснение неизбежного появления современных течений в архитектуре православной церкви. Существующие историзмы в православной архитектуре наших дней обусловлены не столько большей консервативностью православной религии, сколько вынужденной 70-летней паузой в развитии православной архитектуры. Любая архитектура, даже консервативная религиозная, откликается на происходящие в социуме явления, на его новые культурные и функциональные потребности, в результате чего, при грамотном взаимодействии архитекторов и заказчиков, постепенно меняет пространственную организацию, форму, композицию, общий вид внутреннего пространства и внешней оболочки, в целом архитектурный стиль, рождая новые символы культурной и архитектурной идентичности. Оставаясь уникальным общественным зданием, при добавлении дополнительных новых функций церковь продолжает формировать в себе и вокруг себя общественные городские пространства.
Об авторах
Н. М. ГлебоваРоссия
Глебова Наталья Моисеевна - доцент, доцент кафедры архитектурного проектирования.
664074, Иркутск, ул. Лермонтова, 83
Конфликт интересов:
Нет
М. Кламер
Австрия
Кламер Михаэль - доктор технических наук, профессор, профессор Института систем транспортного планирования.
1040, Вена, ул. Карлсгассе, 11
Конфликт интересов:
Нет
Список литературы
1. Глебова Н. М., Кламер М. Современный храм в структуре города как символ культурной идентичности и общественное пространство // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2022. Т. 12. № 2 (41). С. 256-275. https://doi.org/10.21285/2227-2917-2022-2-256-275.
2. Куцевич В. В. Храм в структуре города. Традиции и современность // Архитектура и современные информационные технологии. 2015. № 4 (33). С. 8.
3. Кламер М., Глебова Н. М., Дружинина И. Е. Идентификационные коды архитектурной среды городских пространств // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2017. Т. 7. № 3 (22). С. 132-144.
4. Глебова Н. М. Критерии отбора уникальных объектов архитектурной среды городских пространств Иркутска с идентифицируемыми свойствами // Сборник статей XXVIII Международной научно-практической конференции “International scientific news 2017” (Москва, 22 декабря 2017 года). М., 2017. С. 802-806.
5. Глебова Н. М. Формирование архитектурной идентичности городской среды Иркутска: монография. Иркутск: Иркутский национальный исследовательский технический университет, 2020. 86 с.
6. Adam R. Identity and Identification: The Role of Architectural Identity in a Globalised World // The Role of Place Identity in the Perception, Understanding, and Design of Built Environments. Bentham Science Publishers, 2012. p. 176-193. https://doi.org/10.2174/978160805413811201010176.
7. Макотина С. Новые культовые сооружения в столице Бурятии Улан-Удэ // Проект Байкал. 2014. № 11 (41). С. 50-54. https://doi.org/10.7480/projectbaikal.41.732.
8. Юрьева А. В. Храмовая архитектура: традиция и новация // Архонт. 2020. № 5 (20). C. 106-110.
9. Глебова Н., Кламер M. Красная Вена. 19191934 // Проект Байкал. 2021. № 18 (68). С. 2635. https://doi.org/10.51461/projectbaikal.68.1797.
10. Калинина И. В., Красная Н. Н. Город и дерево. Архитектура и ремесло. Иркутск: Агентство «МаиР», 2013. 452 с.
11. Bäumler A. K., Zeese A. Wiener Kirchenbau nach 1945. Institut fur Kunstgeschichte. Wien: Denkmalpflege und industriearchaclogie Tech-nische Universitat, 2007. 139 S.
12. Achleitner F. Österreichische Architektur im 20. Jahrhundert. Band III/1.Wien 1.-12. Bezirk. Salzburg: Residenz Verlag, 2010. 331 S.
13. Achleitner F. Österreichische Architektur im 20. Jahrhundert. Band III/2.Wien 13.-18. Bezirk. Salzburg: Residenz Verlag, 1995. 256 S.
14. Achleitner F. Österreichische Architektur im 20. Jahrhundert. Band III/3.Wien 19.-23. Bezirk. Salzburg: Residenz Verlag, 2010. 500 S.
15. Vorderwinkler F. R. Sakrale Kunst in Österreich. Kirchen der Stadt Wien. Band 1. Steyr: Kulturbuchverlag, 2008. 240 S.
16. Глебова Н. М., Кламер М. Эволюция и модернизм религиозной архитектуры Вены // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2021. Т. 11. № 2 (37). С. 314-329. https://doi.org/10.21285/2227-2917-2021-2-314-329.
17. Барашков В. В. Образно-эстетические традиции и инновации в современной западноевропейской христианской церковной архитектуре // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». 2018. Т. 23. С. 137-145. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2018.23.137.
18. Katona V., Vukoszavlyev Z. Place and Identity. Critical Regionalism in the New Millenium, National and International Achievements // Építés – Építészettudomány. 2012. Vol. 40 (1-2). p. 141197. https://doi.org/10.1556/EpTud.40.2012.1-2.8.
19. Глебова Н. М., Большаков А. Г. Принципы сохранения и формирования архитектурной идентичности в уличной застройке исторической части г. Иркутска // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2019. Т. 9. № 3. С. 606-619. https://doi.org/10.21285/2227-2917-2019-3-606-619.
20. Portisch H. Russland und wir: Eine Beziehung mit Geschichte und Zukunft. 1st edition. Ecowin, 2020. 144 S.
Рецензия
Для цитирования:
Глебова Н.М., Кламер М. Современная сакральная архитектура как символ архитектурной идентичности и общественное пространство в условиях зимнего города. Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2022;12(3):408-419. https://doi.org/10.21285/2227-2917-2022-3-408-419
For citation:
Glebova N.M., Klamer M. Contemporary sacral architecture as a symbol of architectural identity and a public space in a winter city. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitelstvo. Nedvizhimost. 2022;12(3):408-419. (In Russ.) https://doi.org/10.21285/2227-2917-2022-3-408-419