Закономерности и тенденции формирования пространственной структуры архитектурных школ дополнительного образования
https://doi.org/10.21285/2227-2917-2025-1-145-154
EDN: ONYAJP
Аннотация
Сегодня по показателю количества архитекторов на население Россия отстает от своих зарубежных соседей. Заинтересованность в получении архитектурного и творческого образования прослеживается уже в молодом возрасте, но само звание специалист получит не сразу, а спустя некоторое время работы в проектной организации, сроком не менее трех лет, после чего он будет готов к сдаче квалификационного экзамена. Поэтому необходимо понимать, что процесс подготовки полноценных архитекторов следует организовывать со школьной скамьи. Существующие сегодня архитектурные школы и кружки дополнительного образования сформировались стихийно и расположены в неподходящих для этого помещениях. В данном исследовании рассматриваются закономерности формирования пространственной структуры архитектурных школ дополнительного образования посредством аналитического изучения мировых архитектурных школ. На основании методов архитектурного анализа и изучения опыта российских и зарубежных школ сформирована базовая концепция, которая строится на шести топологических схемах для проектирования пространства школ дополнительно образования. Раскрыты основные тенденции в архитектурно-художественном образовании в России. Детально рассмотрен вопрос дополнительного архитектурного образования. Итогом работы являются схемы и разработанные на их основе макеты, которые в дальнейшем могут послужить концептуальной основой для архитектурного проектирования.
Об авторе
И. А. МаклаковаРоссия
Маклакова Ирэна Александровна, аспирант
664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83
Конфликт интересов:
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов
Список литературы
1. Большаков А.Г. Культура пространственных решеток в градостроительстве и архитектуре. Иркутск: Иркутский национальный исследовательский технический университет, 2021. 216 с. EDN: XCLKXV.
2. Большаков А.Г. Направления подготовки дизайнеров архитектурной среды в ИРНИТУ // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2016. № 1 (16). С. 130–143. EDN: VQAZIJ.
3. Большаков А.Г. Теория архитектурного пространства и архитектурное образование // Архитектура и строительство России. 2019. № 1 (229). С. 80–93. EDN: BPFEDB.
4. Топчий И.В. Дополнительное архитектурно-художественное образование в контексте развития университетов мира. Великобритания. М.: Либроком, 2019. 224 с.
5. Топчий И.В. Дополнительное архитектурное образование в России и за рубежом. М.: ЛЕНАНД, 2018. 458 с.
6. Топчий И.В. Дополнительное архитектурное образование в России в контексте развития университетов мира. Соединенные Штаты Америки. Канада. М.: ЛЕНАНД, 2019. 360 с.
7. Топчий И.В. Дополнительное архитектурное образование в России в контексте развития университетов мира. Европа. М.: ЛЕНАНД, 2019. 192 с.
8. Чепкунова И.В., Стрельцова П.Ю., Ахметова М.Р. Иллюминаторы завтрашних городов: ВХУТЕМАС-100. Архитектурный факультет. М.: Кучково поле Музеон, 2021. 55 с.
9. Анисимов В.Ю. Системный подход к проектированию школьных зданий // Архитектон: известия вузов. 2012. № 2 (38). С. 1–7. EDN: PBKDOV.
10. Мелодинский Д.Л. Архитектурная пропедевтика. История. Теория. Практика. М.: Либроком. 2018. 400 с.
11. Мелодинский Д.Л. Ритм в архитектурной композиции. М.: ЛЕНАНД. 2022. 240 с.
12. Пронин Е., Соколов Ю., Степанов А. Подготовке архитекторов – четкий план // Архитектура СССР. 1980. № 12. С. 28–31.
13. Барабаш М.В. Системный подход к процессу формирования архитектурной среды школьных зданий // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2015. № 2 (186). С. 126–130. EDN: TZJQJV.
14. Джонс Дж. К. Методы проектирования / пер. с англ. Бурмистовой Т.П., Фриденберга И.В. М.: Мир, 1986. 326 с.
15. Клочко А.Р., Коровина Е.И. Развитие архитектуры школьных зданий в России и в мире // Архитектура и современные информационные технологии. 2017. № 2 (39). С. 98–113. EDN: YNKLHJ.
Рецензия
Для цитирования:
Маклакова И.А. Закономерности и тенденции формирования пространственной структуры архитектурных школ дополнительного образования. Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2025;15(1):145-154. https://doi.org/10.21285/2227-2917-2025-1-145-154. EDN: ONYAJP
For citation:
Maklakova I.A. Regularities and tendencies in forming the spatial structure of architectural schools of additional education. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitelstvo. Nedvizhimost. 2025;15(1):145-154. (In Russ.) https://doi.org/10.21285/2227-2917-2025-1-145-154. EDN: ONYAJP