Организация пространства библиотеки ИРНИТУ в аспекте реновации образовательной среды
https://doi.org/10.21285/2227-2917-2022-4-639-651
Аннотация
Цель работы – изучение проблемы модернизации пространства научной библиотеки Иркутского национального исследовательского технического университета по заказу вуза в рамках программы реновации образовательной среды. Объектом проектирования являются интерьеры библиотеки ИРНИТУ. Актуальность темы подтверждается острой необходимостью реконструкции образовательного ландшафта в соответствии с изменениями в организации учебного процесса, так как новые формы и методы обучения в университете отражаются и на развитии структуры библиотеки, и на формировании бренда. Новые требования посетителей просты и сложны одновременно: главным достоинством библиотеки должна быть открытость, доступность и комфорт. С одной стороны – предоставление полной информации посредством мобильного, открытого библиотечного фонда документов, отвечающего растущим запросам пользователей, с другой – создание комфортных условий, обеспечивающих этот процесс. Современный посетитель библиотеки оценивает не только технологический потенциал, но и организацию внутренней предметно-пространственной среды. Социальный состав аудитории образовательной организации – студенты и преподаватели, соответственно, объемно-пространственная модель ориентируется на их потребности в доступности, мобильности, простоте использования, технической оснащенности. Социально-демографическая стратификация пространства диктует функциональное, композиционное и цветовое решения. Предлагается формирование новой университетской среды, представлен комплексный процесс проектирования. Уникальное общественное пространство создается за счет концептуального решения и последующей разработки дизайнпроекта.
Об авторах
А. Н. ТарасоваРоссия
Тарасова Александра Николаевна, магистрант
101000, г. Москва, ул. Мясницкая, 20
М. Г. Захарчук
Россия
Захарчук Марина Геннадьевна, доцент, доцент кафедры монументально-декоративной живописи и дизайна им. В. Г. Смагина
664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83
Список литературы
1. Адодина Н. Х. Библиотека как современный информационно-культурный центр профессиональной образовательной организации // Образование. Карьера. Общество. 2016. № 4 (51). С. 3–6.
2. Кипа И. Н. Библиотека: история и современность // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2003. № 3 (11). С. 129–134.
3. Леушкина А. А. Захарчук М. Г. Формирование нового пространства как опыт переосмысления роли библиотеки // Молодежный вестник ИрГТУ. 2021. Т. 11. № 4. С. 71–77.
4. Смольянов А. В., Сыромясова Е. М. Научная библиотека университета в прошлом и настоящем // Интеграция образования. 1997. № 3. С. 42–46.
5. Редькина Н. С., Драцкая М. Ю. Внедрение инноваций в технологические процессы научной библиотеки в условиях развивающейся вебсреды // Библиосфера. 2012. № 2. С. 33–42.
6. Кондаков А. М. Образование как ресурс развития личности, общества и государства: монография. СПб.: СпецЛит., 2004. С. 37–41.
7. Пуляевский П. Е., Захарчук М. Г. Регенерация исторической деревянной городской среды: практика реставрации и перемещения объекта культурного наследия // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2021. Т. 11. № 3 (38). С. 532–543. https://doi.org/10.21285/2227-2917-2021-3-532-543.
8. Савина Н. В. Организация студенческого коворкинга [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 15. С. 2106–2110. URL: http://ekoncept.ru/2016/96341.htm (07.05.2022).
9. Петухова Д. П., Захарчук М. Г. Выбор концептуального решения предметно-пространственной среды школы искусств для повышения творческого уровня учащихся // Молодежный вестник ИрГТУ. 2020. Т.10. № 3. С. 30–35.
10. Сергеева Е. К. Дизайн интерьерной среды на примере стиля «минимализм» // Вестник магистратуры. 2016. Т. 1. № 2 (53). С. 115–116.
11. Кукьян В. Н., Швецова Н. А. Новые ценности образования в информационном обществе, противоречия их формирования // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 18 (233): С. 31–37.
12. Höger K. Campus and the city. Urban design for the knowledge society [Электронный ресурс] // Norges teknisk-naturvitenskapelige universitet.no. URL: https://www.ntnu.no/c/document_library/get_file?uuid=1f34b60b-9cb2-4a3a-a869-02d76e25a7b7&groupId=10310 (11.10.2022).
13. Пучков М. В. Опыт пространственной организации современных университетских комплексов // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 2 (72). С. 30–39.
14. Слесарева Г. В., Сычева В. В. Визуальное восприятие интерьерного пространства на зрителя // Бизнес и дизайн ревю. 2018. № 1 (9). С. 11.
15. Трусов Ю. В. К проблеме художественного образа в дизайне интерьера // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2010. № 1. С. 207–210.
16. Терещенко Г. Ф. Эволюция художественного образа в дизайне интерьера // Культурная жизнь Юга России. 2016. № 3 (62). С. 49–52.
Рецензия
Для цитирования:
Тарасова А.Н., Захарчук М.Г. Организация пространства библиотеки ИРНИТУ в аспекте реновации образовательной среды. Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2022;12(4):639-651. https://doi.org/10.21285/2227-2917-2022-4-639-651
For citation:
Tarasova A.N., Zakharchuk M.G. Spatial organisation in the INRTU library with respect to renovation of educational environment. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitelstvo. Nedvizhimost. 2022;12(4):639-651. (In Russ.) https://doi.org/10.21285/2227-2917-2022-4-639-651