Оценка стартапов с помощью интернет-площадок
https://doi.org/10.21285/2227-2917-2023-3-433-441
EDN: GVRXTI
Аннотация
Ситуация на рынке венчурного финансирования постоянно меняется, о чем свидетельствует статистика использования венчурного инвестиционного пула. Опытные инвесторы, снижая свои риски, отдают предпочтение «окрепшим» стартапам на средних и поздних стадиях развития, а также в сфере IT-разработок и высоких технологий. Этот факт приводит к тому, что на ранних и посевных стадиях инвестор не замечает массу интересных, ярких и перспективных проектов. В связи с этим актуально рассмотреть некоторые методы, направленные на оценку стартапов на разных этапах их развития. Традиционные методы оценки проектов, не имеющих операционной истории, не подходят. Инструменты подготовки бизнес-планов стартапов, инструменты дисконтирования и компаундирования актуальны до отправной точки поиска финансовых ресурсов. В реальной ситуации перспективный инновационный стартап рискует быть поглощенным в результате единственного доступного способа привлечения ресурсов – через инструмент введения инвесторов в состав собственников (акционеров) стартапа. Прочие традиционные источники – собственные средства и банковские кредиты – ограничивают стартап, чаще всего, на посевной стадии, своей ограниченностью и высокой стоимостью заемного капитала. Как правило, заемный капитал в виде банковского кредита в принципе недоступен для инициации стартапа в связи с отсутствием способов обеспечения гарантий возврата, а возможность использования бизнес-плана стартапа в процессе привлечения банковских средств является расхожим заблуждением. В последние годы ощутимо влияние развития специфических интернет-ресурсов на структуру инвестиций в экономике. Помимо инновационных идей в предпринимательстве реализуются инструменты новых процессов в инвестировании. Бизнес-ангелы, акселераторы, стартап-ориентированные интернет-ресурсы переходят на механизмы удаленной оценки потенциала стартапа и последующего его финансирования.
Ключевые слова
Об авторах
А. С. СоболевРоссия
Соболев Александр Сергеевич, старший преподаватель кафедры предпринимательства и управления в сфере услуг и рекламы
664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1
В. Ю. Конюхов
Россия
Конюхов Владимир Юрьевич, к.т.н., доцент, доцент кафедры автоматизации и управления
664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83
Т. Я. Дружинина
Россия
Дружинина Татьяна Яковлевна, к.т.н., доцент, доцент кафедры механики и сопротивления материалов
664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83,
В. Н. Таракановская
Россия
Таракановская Виктория Николаевна, помощник директора АО «Метрополия»
664043, г. Иркутск, ул. Доржи Банзарова, 23в
Список литературы
1. Usmanova Z.I., Alimov A.K. Modern Features of Development of Tourist and Recreational Services in Uzbekistan // European journal of life safety and stability (2660–9630). 2022. Т. 15. С. 148–153.
2. Usmanova Z.I. Prospects for the development of the tourist and recreation complex as an effective lever for the restoration of the tourist industry in Uzbekistan after the pandemic // Academicia globe. 2021. Т. 2. № 5. С. 408–421.
3. Белецкая М.Ю. Развитие сектора краудфандинга в США // Россия и Америка в 21 веке. 2019. № 4. С. 6. https: 10.18254/S207054760006884-9. EDN: WYOVTA.
4. Usmanova Z.I. Peculiarities and trends of tourist and recreational services development in Uzbekistan. Samarkand, 2018.
5. Зубков И., Швабауэр Н. Объем рынка краудфандинга превысил 7 млрд рублей // Российская газета [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2021/02/18/obem-rynka-kraudfandinga-v-rossii-v-2020-godu-prevysil-sem-mlrd-rublej.html (26.06.2023).
6. Гамбеева Ю.Н., Кожухова Н.Н. Краудфандинг как инновационный финансовый инструмент цифровой экономики: национальные модели // Государственное управление. Электронный вестник. 2019. № 77. С. 6–32. https://doi.org/10.24411/2070-1381-2019-10016. EDN: INQIUR.
7. Boyjigitov S. Opportunities to increase the effectiveness of marketing activities in the enterprise // International Journal of Trend in Scientific Research and Development. 2022. P. 10–13.
8. Мурадова Н.У. Специфика рынка лизинговых услуг и используемых в них маркетинговых инструментов // Глобальные проблемы модернизации национальной экономики: материалы VIII Международной научно-практической конференции (г. Тамбов, 17–18 апреля 2019 г.). Тамбов: Изд-во Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, 2019. С. 493–499. EDN: YZGGZS.
9. Гурунян Т.В. Инвестиционно-инновационный лифт для малого и среднего бизнеса: вопросы финансирования стартапов // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2013. № 3. С. 120–124. EDN: RFUPDJ.
10. Фияксель И.А., Бутрюмова Н.М. Инновационный лифт как средство коммерциализации высокотехнологичных проектов // Менеджмент в России и за рубежом. 2019. № 5. С. 42–47.
11. Иншаков М.О., Орлова А.А. Инновационные стартапы в России: проблемы создания и маркетингового продвижения // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3: Экономика. Экология. 2014. № 1 (24). С. 66–76. EDN: SDYXVP.
12. Григорович Д.В., Кожанова А.В. Финансово-экономический анализ стартапов на стадии раннего роста // Финансы и кредит. 2019. Т. 25. № 9 (789). С. 1987–2005. https://doi.org/10.24891/fc.25.9.1987. EDN: HBQDZM.
13. Ferrati F., Muffatto M. A systematic literature review of the assessment criteria applied by equity investors // Proceedings 14th European Conference on Innovation and Entrepreneurship. 2019. Vol. 1. Р. 304– 312. https://doi.org/10.34190/ECIE.19.155.
14. Мухаметшина Г.Р., Казанцева Р.С. Методика скоринговой оценки эффективности стартапов сферы услуг // Экономические науки. 2019. № 4 (173). С. 73–75. https://doi.org/10.14451/1.173.73. EDN: TNYCIS.
15. Мухаметшина Г.Р., Казанцева Р.С. Оценка эффективности стартапов // Социально гуманитарные инновации: стратегии фундаментальных и прикладных научных исследований: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Оренбург, 29–30 мая 2019 г.). Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2019. С. 400–403. EDN: OSEHYZ.
16. Сергиенко С.К., Другова А.В., Корешкова Е.А. Сравнительный анализ способов выполнения маркетинговых исследований в контексте создания стартап-проекта // Молодой ученый. 2020. № 23 (313). С. 445–448.
17. Сплендер В.А., Орлов А.В. Комплексная оценка уровня инвестиционной привлекательности стартапа // Отходы и ресурсы. 2019. Т. 6. № 3. С. 10. EDN: ZTRNXQ.
18. Ryjov A.P. Hybrid intelligence framework for augmented analytics. In: Intelligent analytics with advanced multiindustry applications. Zhaohao Sun (Ed.). IGI Global, 2022. p. 22–45. https://doi.org/10.4018/978-1-7998-4963-6.ch002.
19. Панова Е.А. Краудфандинг как альтернативный инструмент финансирования малого и среднего бизнеса // Финансы и кредит. 2018. Т. 24. № 1 (769). С. 238–250. https://doi.org/10.24891/fc.24.1.238. EDN: YMTJQB.
20. Мотовилов О.В. Феномен краудфандинга: исследование особенностей // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2018. Т. 34. № 2. С. 298–316. https://doi.org/10.21638/11701/spbu05.2018.205. EDN: XRMBML.
21. Попова И.В., Безвесельная А.С. Использование краудфандинговых платформ в России и за рубежом // Молодой исследователь Дона. 2017. № 6 (9). С. 182–189. EDN: YNOPXX.
22. Ryjov A.P., Mikhalevich I.F. Hybrid intelligence framework for improvement of information security of critical infrastructures // Handbook of research on Cyber Crime and information privacy. M. Cruz-Cunha, N.R. MateusCoelho (Eds.). IGI Global, 2021. P. 310–337. https://doi.org/10.4018/978-1-7998-5728-0.ch016.
23. Рыжов А.П. Оценка и мониторинг процессов в социотехнических системах и связанные с ними задачи // Интеллектуальные системы. Теория и приложения. 2018. Т. 22. № 2. С. 129–140. EDN: XVIMSD.
24. Лебедев В.А., Авдеева А.И., Мамедов Т.Н. Венчурные инвестиции как фактор развития экономики России в условиях пандемии // Финансы и управление. 2022. № 1. С. 47–57. https://doi.org/10.25136/2409-7802.2022.1.37318. EDN: INOFSD.
25. Antipin D.A., Bagaynikov M.L. Identification of investment areas for innovation enterprise activities as regional development factor // International conference on research paradigms transformation in social sciences. 2018. P. 25–32. https://doi.org/10.15405/epsbs.2018.12.4.
26. Visconti R.M. The Valuation of Technological Startups // The Valuation of Digital Intangibles. Palgrave Macmillan. Cham. 2020. P. 155–192. https://doi.org/10.1007/978-3-030-36918-7.
27. Subroto C.G., Sukarno S. Start-Up valuation for internal corporate venture of pt telekomunikasi indonesia Tbk (Case Study: Venture B) // European Journal of Business and Management Research. 2019. Vol. 4. No. 5. P. 98. https://doi.org/10.24018/ejbmr.2019.4.5.98.
28. Бланк С., Дорф Б. Стартап: настольная книга основателя / Пер. с англ. 5-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2022. 616 с.
Рецензия
Для цитирования:
Соболев А.С., Конюхов В.Ю., Дружинина Т.Я., Таракановская В.Н. Оценка стартапов с помощью интернет-площадок. Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2023;13(3):433-441. https://doi.org/10.21285/2227-2917-2023-3-433-441. EDN: GVRXTI
For citation:
Sobolev A.S., Konyukhov V.Yu., Druzhinina T.Ya., Tarakanovskaya V.N. Evaluation of startups through Internet platforms. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitelstvo. Nedvizhimost. 2023;13(3):433-441. (In Russ.) https://doi.org/10.21285/2227-2917-2023-3-433-441. EDN: GVRXTI