Preview

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость

Расширенный поиск

Особенности формирования архитектурной среды инклюзивного отдыха детского лагеря для детей с ограниченными возможностями здоровья

https://doi.org/10.21285/2227-2917-2021-1-134-143

Аннотация

Цель – выявление основных направлений развития архитектурной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также поиск возможности внедрения безбарьерной среды в образовательно-развлекательное пространство. Статистические данные о количестве детей с ограниченными возможностями здоровья могут служить обоснованием необходимости включения инклюзивных смен в учреждения отдыха детей, организации особых архитектурных и ландшафтных решений для комфортного отдыха данных детей вместе с другими. Критерии комфортного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья были выявлены на основе анализа психологических особенностей и особенностей развития разных нозологических групп. При таком подходе особую роль играют психологические триггеры, совместимость которых будет анализироваться в дальнейшем. Главным принципом и методом изучения внедрения «особых» архитектурных решений в общественное пространство является синергетика. С позиции синергетики любое архитектурное пространство представляет собой, в первую очередь, систему, постоянно изменяющуюся от какого-либо внешнего или внутреннего воздействия - это схоже с поведением живого организма. На основе выявленных особенностей и критериев среды для детей-инвалидов была составлена таблица с краткой характеристикой организации архитектурных пространств. Предложены варианты комфортного размещения детей в помещениях для сна и отдыха инклюзивного лагеря, исходя из социальных факторов. Изучена потребность населения Иркутской области в создании мест отдыха для детей с ограниченными возможностями здоровья. По результатам исследований установлена возможность совмещения зон для детей с разными типами инвалидности в одном пространстве, а также возможность совместного отдыха здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Описанными в статье методами и принципами организации пространства можно руководствоваться при проектировании инклюзивных лагерей.

Об авторах

С. М. Горошкина
Иркутский национальный исследовательский технический университет
Россия

Горошкина София Михайловна, студент

664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83



И. Е. Дружинина
Иркутский национальный исследовательский технический университет
Россия

Дружинина Инна Евгеньевна, доцент, профессор кафедры архитектурного проектирования

664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83



Список литературы

1. Хазиахметова Е.В., Ахтямов И.И., Ахтямова Р.Х. Принципы организации архитектурного пространства для детей с ограниченными возможностями // Известия КГАСУ. 2018. № 4 (46). С. 143–151.

2. Басангова Б.М. Классы инклюзии во Франции // Логопед. 2019. № 1. С. 49–52.

3. Танцюра С.Ю. Работа с детьми с ОВЗ в условиях школьного обучения: опыт Франции // Логопед. 2019. № 1. С. 87–91.

4. Горностаев И.С., Бажибина Н.В. Особенности взаимодействия младших школьников с нарушением слуха и их сверстников с сохранным слухом // Логопед. 2019. № 1. С. 84–87.

5. Бондарькова Ю.А. Сравнительное изучение динамики развития детей раннего возраста в зависимости от социальной ситуации // Дефектология. 2019. № 1. С. 14–21.

6. Афонькина Ю.А. Социальные проблемы инклюзивного образования лиц с ОВЗ, инвалидностью: монография. Мурманск: Изд-во Мурманского арктического государственного университета, 2018. 108 с.

7. Кателина А.А., Радченко Г.В. Специальное дефектологическое образование. Возможности организации инклюзивных смен в детском загородном лагере // XX юбилейные Царскосельские чтения: мат-лы междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 20–21 апреля 2016 г.). Санкт-Петербург, 2016. С. 251–254.

8. Овчинников В.В., Лосева Н.Г., Стронина В.Д., Вязовкина М.В., Зинькевич И.П., Костина И.Л. [и др.]. Инклюзия в детском отдыхе. М.: Aegitas, 2018. 180 с. [Электронный ресурс]. URL: http://ok-56.ru/uploads/files/2019/04/02/kniga-inklyuziya-v-detskom-otdyhepdf_1554145505.pdf (16.01.2020).

9. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. М.: Город, 1998. 240 с.

10. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М.: Советский спорт, 2012. 304 с.

11. Boys J. Doing Disability Differently: an Alternative Handbook on Architecture, Dis/Ability and Designing for Everyday Life. Routledge, 2014. 234 p. https://doi.org/10.4324/9781315777559

12. Ермолаев Д.В., Захарова И.Ю. Средовой подход в работе с детьми с нарушениями развития эмоциональной сферы // Особый ребенок: исследования и опыт помощи. 2011. Вып. 5. С. 9–33.

13. Fredriksson J. Norm-creative Visualization in Urban Development // Research Project, 2016– 2019. URL: https://research.chalmers.se/en/project/7445 (16.01.2020).

14. Гайдук А.Р. Формирование образа зданий медицины // Academia. Архитектура и строительство. 2015. Вып. 4. C. 86–91.


Рецензия

Для цитирования:


Горошкина С.М., Дружинина И.Е. Особенности формирования архитектурной среды инклюзивного отдыха детского лагеря для детей с ограниченными возможностями здоровья. Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2021;11(1):134-143. https://doi.org/10.21285/2227-2917-2021-1-134-143

For citation:


Goroshkina S.M., Druzhinina I.Е. Architectural environment for an inclusive camp for children with disabilities. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitelstvo. Nedvizhimost. 2021;11(1):134-143. (In Russ.) https://doi.org/10.21285/2227-2917-2021-1-134-143

Просмотров: 164


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2227-2917 (Print)
ISSN 2500-154X (Online)