ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
Оценка качества строительных организаций – научная задача, представляющая практический интерес для заказчиков объектов капитального строительства, саморегулируемых объединений строителей, а также для самих подрядчиков, заинтересованных в повышении качества управления предприятием. Цель исследования – разработать методику интегральной оценки качества строительной организации. Под качеством строительной организации в рамках настоящей работы понимается способность строительной организации выполнять условия договора подряда, производить строительную продукцию, соответствующую требованиям технических регламентов, и обеспечивать безопасные условия труда. Для определения количественного значения интегральной оценки качества строительной организации построена регрессионная модель, описывающая зависимость показателя качества строительной организации от воздействия наиболее значимых факторов, выделенных по итогам выполнения экспертной оценки. К числу факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на величину интегральной оценки качества строительной организации, авторы относят следующие: соответствие условиям договора подряда продолжительности и стоимости создания объекта капитального строительства; соответствие строительной продукции требованиям технических регламентов; долю рабочих, имеющих стаж работы в организации не менее трех лет, а также количество несчастных случаев, зафиксированных за исследуемое время. Предлагаемая для интегральной оценки регрессионная модель обеспечивает довольно высокий уровень достоверности расчетных значений. Результаты вычислений могут применяться при оценке строительных организаций внешними участниками инвестиционно-строительного процесса, а также руководством подрядной организаций в целях совершенствования системы управления.
Актуальность темы исследования обусловлена декларируемыми принципами экономического суверенитета в рамках стратегии экономического развития Российской Федерации и запуском новых механизмов государственного управления. Целью исследования является анализ деятельности государства в кризисных условиях настоящего времени, направленной на управление недвижимостью промышленных объединений и транспортной инфраструктуры. В контексте исследования объекты недвижимости этих сфер сведены в единую категорию как субъекты в системе государственного управления, находясь в тесной связи и создавая основу для экономической безопасности страны. По мнению авторов, недвижимость следует рассматривать как контролируемый и управляемый ресурс, поскольку в переводе ее в денежный эквивалент, он достигает колоссальных сумм. В качестве примера государственного управления этим ресурсом рассмотрена деятельность федеральных служб, а также процессы, происходящие в автомобильной, авиастроительной отраслях и транспортной инфраструктуре. Для исследования сделан обзор активов «ушедших» автомобильных заводов иностранных производителей, в частности, производственных зданий в крупных российских городах. Рассмотрены меры государственной поддержки инфраструктуры автомобильной и авиастроительной отраслей согласно стратегиям Министерства промышленности и торговли. Авиастроительная отрасль изучена в контексте появления государственных заказов и деятельности публичного акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация». Транспортная отрасль рассмотрена как отрасль, поддерживаемая государством путем финансирования новых объектов инфраструктуры и реконструкцией имеющихся.
ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ. СТРОИТЕЛЬСТВО
На основе принятой мировой тенденции перехода от линейной экономики к экономике замкнутого цикла разработаны нормативные документы как на федеральном, так и на региональном уровне: «Стратегия развития строительных материалов РФ и Иркутской области», Постановление Правительства РФ от 02.08.2023 г. № 2094. Создан межрегиональный научно-образовательный центр «Байкал». Всё это преследует основную цель, направленную на получение технологий, позволяющих разработать эффективные строительные материалы на базе техногенных отходов и наладить производство. Предполагается получение эффективных строительных материалов на основе накопленных многотоннажных отходов на территории опережающего развития г. Усолье-Сибирское, таких как золошлаковые смеси теплоэлектроцентрали (90 млн т) и известисодержащие отходы, образовавшиеся при получении ацетилена на ПАО «Химпром» (более 9-ти млн т). Рассматривается принципиально новый подход получения искусственно синтезируемых новообразований бесцементного бетона на основе техногенных отходов, отвечающего требованиям нормативных стандартов в части морозостойкости и водостойкости, позволяющих применять его в ограждающих конструкциях. При рационально подобранном соотношении между известисодеращим отходом и золошлаковой смеси при условии соблюдения предварительно установленных принципов технологической подготовки, в части их механической активации, технологии смешивания, условий и продолжительности синтеза, возможно получение высококачественного безцементного бетона, отвечающего основным требованиям нормативной документации, предъявляемым к показателям качества.
Получена математическая модель, описывающая эффективность воздушной регенерации иммобилизованного ила на плавающей биологической загрузке «ПЗ Bio-850». Для этого была разработана физическая модель аэротенка-биореактора, которая послужила основой для данного исследования. Технология с использованием биозагрузок позволяет уменьшить концентрацию в воде загрязняющих веществ, представляющих угрозу для человека и окружающей среды при их сбросе в поверхностные или грунтовые воды без надлежащей очистки. Это повышает эффективность работы аэротенков, ускоряет окисление загрязнений и обеспечивает высокое качество очистки воды. Загрузка также увеличивает производительность станции биологической очистки, делает биологические сооружения более устойчивыми к резким сбросам загрязнений и способствует процессу нитрификации. Проведение аналогичных исследований на промышленном аэрируемом сооружении является технически трудным. Модельный биотенк и экспериментальная установка позволяли варьировать в широком диапазоне интенсивность воздушной средне-пузырчатой регенерации плавающей загрузки, время регенерации, удельную массу загрузки, осуществлять контроль над концентрацией свободно плавающего ила. Найдена эффективность регенерации синтетической плавающей загрузки «ПЗ Bio-850» от следующих технических параметров: времени регенерации плавающей загрузки, массы загрузки и интенсивности мелкопузырчатой аэрации водно-иловой смеси. Построена математическая модель эффективности воздушной регенерации, отражающая влияние всех вышеперечисленных параметров. Составленная прогностическая матрица значений эффективности послужила основой для создания геометрической модели поверхности эффективности. Эта модель обеспечивает возможность оптимального подбора технологических параметров при проведении воздушной регенерации иммобилизованного ила для биологической очистки сточных вод в аэротенкебиореакторе с достаточно высокой эффективностью регенерации.
Исследование направлено на изучение особенностей моделирования напряженно-деформированного состояния бетонной балки, усиленной двумя типами волокнистых композитов. Необходимость усиления существующих железобетонных конструкций может быть вызвана реконструкцией или техническим перевооружением, что часто влечет за собой увеличение нагрузки на несущие конструкции зданий и сооружений, а также при ликвидации последствий факторов, приведших к снижению несущей способности или выходу из строя несущих конструкций. В работе для исследования применимости модели производился анализ результатов, полученных в ходе испытаний на изгиб и осевое сжатие опытных образцов железобетонных балок таврового сечения со сварной каркасной арматурой, находившихся в эксплуатации, и результатов численного исследования в программном комплексе «ЛИРА». Напряженно-деформированное состояние опытных образцов было произведено в нелинейной постановке методом конечных элементов. Проведенный анализ и теоретические исследования показали, что применимость моделей, разработанных на основе ограниченной базы данных испытаний, неясна, особенно в отношении широкого диапазона коэффициентов сжатия, в то время как результаты моделирования работы железобетонных балок показали достаточную точность для использования при проектировании усиления путем применения внешнего композитного армирования.
Совершенствование подходов к управлению инвестиционно-строительным проектом на всех этапах его жизненного цикла, включая обоснование инвестиций, инженерные изыскания, архитектурно-строительное и организационно-технологическое проектирование, строительство, эксплуатацию, вывод из эксплуатации, снос и утилизацию объекта, в том числе в условиях неопределенности и риска, является ключевым стратегическим направлением развития предприятий. Проблема повышения эффективности управления нематериальными активами организации является актуальной, поскольку от ее решения во многом зависят оперативность принимаемых решений в частности и эффективность работы предприятия в целом. В ходе исследования использовались методы системного анализа, статистически-сравнительные и экономико-математические методы, а также приемы экономического и статистического анализа значений показателей, характеризующих нематериальные активы, в том числе метод ранжирования. Авторами исследованы особенности жизненного цикла инвестиционно-строительного проекта для предприятий горно-обогатительного комплекса. Рассмотрены фазы стадий инвестиционно-строительного проекта, увязанные со спецификой горнодобывающей отрасли Дальнего Востока. Обоснована потребность детальной структуризации фаз и стадий жизненного цикла инвестиционно-строительного проекта в аспекте цифровой интеллектуальной поддержки принятия эффективных решений, использования потенциала нематериальных ресурсов исполнителей. В данной работе на примере освоения графитового месторождения «Союзное» ООО «Дальгра-фит» спроектирована последовательность процессов и процедур при реализации рассматриваемого проекта. На базе существующего потенциала нематериальных ресурсов предприятия предложены управленческие мероприятия, направленные на совершенствование процессов проектного управления с включением возможности цифровизации отдельных бизнес-процессов предприятия.
В работе исследованы конструкции, выполненные из стальных элементов, конструктивно совмещенных с монолитным неавтоклавным пенобетоном, используемым в качестве заполнения наружного ограждения зданий. Произведено сравнение несущей способности центрально сжатых стоек в свободном и стесненном нагружениях. Целью данной работы является выявление особенностей работы центрально нагруженных металлических стоек, находящихся в пенобетонном массиве. Нагружение стоек производилось на вертикальных испытательных стендах. При этом продольные деформации снимались с помощью тензомоста ТК-50М. Поперечные перемещения (выгиб) снимались при помощи индикатора часового типа. Сравнительные теоретические расчеты несущей способности сжатых стоек проводились согласно СП 16.13330.2017 «Стальные конструкции». В результате экспериментов по статическому центральному сжатию стоек открытого сечения определено повышение устойчивости стесненных стоек и показано соотношение продольных выгибов стоек в свободном и стесненном состоянии. При этом выявлено, что размеры обоймы влияют на величину и характер продольного изгиба. Таким образом, стало возможным обеспечить экономию металла за счет уменьшения сечения стоек при их несущей способности, аналогичной таковой у свободных стоек. Показано, что чем больше соотношение площади обхватывающей пенобетонной обоймы к площади сечения сжатой стойки, тем больше проявляется экономия металла.
В статье рассматриваются вопросы прогнозирования состояния автомобильных дорог во времени. Изменение состояния автомобильной дороги происходит под воздействием внешних факторов на фоне внутренних процессов, происходящих в конструктивных слоях. Большинство математических моделей, прогнозирующих срок службы автомобильных дорог, разработано на основе прочностных характеристик, что в условиях ограниченного финансирования автомобильных дорог регионального и местного значения приводит к определенным трудностям их практического применения. Следовательно, необходима разработка модели изменения состояния дорожных одежд на основе данных об их потребительских свойствах, таких как ровность, коэффициент сцепления и состояние покрытия. Процесс снижения значений ровности, состояния покрытия и коэффициента сцепления во времени можно описать с использованием распределения Вейбулла. В работе приведены математические модели изменения во времени состояния покрытия, коэффициента сцепления и продольной ровности. Для оценки эффективности модели выполнено сопоставление данных, полученных с помощью расчета и по результатам ежегодной диагностики автомобильных дорог. Расчетные и фактические значения продольной ровности, коэффициента сцепления и состояния покрытия имеют высокую сходимость. Предложенный подход оценки изменения состояния покрытия, ровности и коэффициента сцепления позволяет повысить эффективность управления состоянием автомобильных дорог.
Сертификация в соответствии с ISO 14 001 и EMAS позволяет понимать и оценивать воздействие экономической деятельности на экологические системы, а также устанавливать экологические цели и задачи. Эффекты от систем экологического управления и аудита (EMS) во многом зависят от того, как компании решают их использовать после сертификации. В связи с этим автор исследует вопросы, связанные с использованием стандартов ISO 14 000 и EMAS для повышения экологической безопасности компаний. Методология представлена в виде модели экологической стандартизации и различных уровней экологической сертификации организации. Объясняется важность экологического образования сотрудников и позитивного организационного климата. Внедрение систем управления экологией не всегда приводит к улучшению экологической эффективности компаний. Некоторые компании фокусируются на формальных критериях. Тем не менее EMS, экологический аудит и принципы ISO 14 000 могут помочь компаниям снизить отрицательное влияние на окружающую среду и повысить их конкурентоспособность. В ситуации неопределенности организационный климат, особенно отношение сотрудников к окружающей среде и экологическим ценностям, имеет приоритетное значение для реализации целей EMS. Выявлены проблемы, связанные с неоднозначной интерпретацией требований стандартов. Рекомендуется обратить внимание на создание позитивного организационного климата для успешной экологической сертификации. Кроме того, необходима более точная оценка эффективности экологической деятельности с четкой формулировкой требований к стандартам и контролем над их исполнением.
Актуальность проводимого исследования – в проблеме неполной урегулированности правоотношений в области прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Данная проблема служит немаловажным фактором и условием образования непредсказуемых, неконтролируемых процессов формирования и развития экологической опасности, угроз и рисков, способствует предпосылкам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Цель исследования заключается в системной оценке и выработке путей решения проблем предупреждения неблагоприятных техносферных ситуаций на территориях муниципальных образований в условиях всевозрастающего техногенного воздействия отходов производства и потребления. Акцент в работе делается на поиск методов, организационно-технических систем предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, сопутствующих им социально-экономических, экологических и иных неблагоприятных последствий для жизнедеятельности населения. Проводится системный анализ количественных и качественных показателей, параметров, факторов, условий, влияющих и воздействующих на события, процессы образования источников экологической опасности в виде завершившей свой срок эксплуатации, использованной, бывшей в употреблении строительной и иной продукции, образовавшейся в процессе жизнедеятельности людей, жизнеобеспечения населенных пунктов. По результатам проведенных совместных исследований настоящей работы авторами сделана попытка сформировать идеализированную концептуальную модель ресурсосберегающей системы экологически безопасного обращения с отходами производства и потребления жизнеобеспечения техносферных территорий.
Цель исследования – сравнительная оценка предельных растягивающих напряжений по критерию трещиностойкости бетона и фибробетона на основе теоретических и экспериментальных данных. Устойчивость бетона к разрушению определяется способностью сопротивляться образованию и росту трещин. Если деформации для бетона по критерию трещиностойкости лимитируются предельной растяжимостью бетонной матрицы, незначительной для тяжелого бетона, то введение дисперсной арматуры способно существенно повысить предел прочности на растяжение и трещиностойкость. Рекомендуемые методы расчета на трещиностойкость фибробетонных конструкций базируются на методах, применяемых для расчета трещиностойкости конструкций, армированных стержневой арматурой, и не в полной мере учитывают особенности фибробетона как конструкционного материала. Также общепринятые методы расчета фибробетонных конструкций не допускают образования трещин, хотя даже образование трещин со значительным раскрытием не приводит к потере несущей способности фибробетонных конструкций. В статье рассмотрены разные варианты расчета максимальных растягивающих напряжений в бетоне и фибробетоне для обеспечения трещиностойкости на основе справочно-нормативных и экспериментальных данных. Установлено, что дисперсное армирование металлическими фибрами как минимум вдвое повышает предельную растяжимость по критерию трещиностойкости, и даже низкомодульные волокна эффективно повышают трещиностойкость, что позволит обеспечить более надежную работу конструкций, в том числе при зимнем бетонировании.
АРХИТЕКТУРА. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ДИЗАЙН
В статье рассматриваются основные подходы к выбору земельного участка для формирования объектов размещения твердых коммунальных отходов с учетом градостроительных особенностей. Проведенный анализ и теоретические исследования показали, что выбор земельного участка для формирования объектов размещения твердых коммунальных отходов подразумевает междисциплинарное исследование и проектирование планируемой к развитию территории. Основными задачами исследования являются: изучение требований охраны окружающей среды, строительных норм и правил, санитарно-гигиенических, инженерноэкологических и градостроительных правил. В работе проведен анализ основных аспектов к организации земельного участка для формирования объектов размещения твердых коммунальных отходов. Наибольшее внимание уделено изучению нормативно-правового поля в области градостроительства в части определения законного статуса территорий для расположения объектов размещения твердых коммунальных отходов. В работе сформирована междисциплинарная модель исследования критериев выбора земельного участка для формирования объектов размещения твердых коммунальных отходов. Выделены потребные отраслевые регламенты, определяющие состав требований к выбору земельного участка для формирования объектов размещения твердых коммунальных отходов, которые должны совершенствоваться с учетом градостроительного развития.
Цель исследования, проведенного на объектах г. Челябинска, – выявление сущности визуально-образного комфорта восприятия искусственной архитектурно-световой среды. Достижение поставленной цели строится на комплексном подходе, включающем анализ научно-информационных ресурсов, в том числе нормативно-правовой документации, натурные наблюдения и обследование, графический анализ фрагментов архитектурно-световой среды при искусственном освещении. Анализ нормативно-правовой базы по вопросам освещения архитектурных объектов и городского пространства показал, что в технических регламентах этой сферы понятие и параметры визуального комфорта четко артикулируются только применительно к интерьерному пространству и дорожно-транспортной системе. В ходе работы выяснялись понятие и условия процесса создания образного аспекта визуального восприятия искусственной архитектурно-световой среды города. Преимущественно в ракурсе комфорта этого процесса исследованы участки архитектурно-световой среды г. Челябинска в условиях искусственного освещении. По результатам работы может быть сделан вывод, что процесс формирования искусственной архитектурно-световой среды города должен основываться на визуальном и образном комфорте, протекает в определенной последовательности, связан с появлением новых факторов инновационного развития среды города. Установлена взаимосвязь между визуально-образным комфортом восприятия искусственной архитектурно-световой среды и основами функциональной безопасности субъектов в узловых точках города. Теоретический и исследовательский материалы, представленные в статье, могут послужить основой дальнейшей междисциплинарной разработки программы развития визуально комфортной и безопасной искусственной архитектурно-световой среды города, исходя из опыта г. Челябинска – типичного отечественного мегаполиса.
ISSN 2500-154X (Online)