Preview

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость

Расширенный поиск
Том 14, № 3 (2024)
Скачать выпуск PDF

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

462-473 115
Аннотация

Целью проведенного исследования являлся выбор оптимального метода выявления выбросов в исходных данных при построении многомерной регрессионной модели цен на региональном рынке жилой недвижимости. Исследование выполнено на информационной базе предложений по продаже квартир в многоквартирных панельных жилых домах, расположенных в г. Иркутске. Для достижения поставленной цели было выполнено построение базовой мультипликативной многомерной регрессионной модели, описывающей зависимость стоимостных показателей от ценообразующих факторов объектов недвижимости. Построение вариативных регрессионных моделей выполнено путем итерационного удаления из базовой модели выбросов, выявленных различными методами: определение стандартного отклонения (z-оценка); определение расстояния Махаланобиса; разработанный в исследовании метод приведения цен объектов к характеристикам эталонного объекта. Выбор оптимального метода выявления выбросов в исходных данных выполнен путем сравнения характеристик итоговых вариативных многомерных регрессионных моделей, полученных после удаления из них выбросов. На основании анализа полученных результатов оптимальным методом выявления выбросов при построении многомерной регрессионной модели цен на региональном рынке жилой недвижимости признан метод приведения цен объектов к характеристикам эталонного объекта. В результате использования указанного метода существенно снижаются ошибки аппроксимации базовой многомерной регрессионной модели рынка, что повышает адекватность результатов проводимой на ее основе оценки недвижимости.

474-486 106
Аннотация

Целью работы является исследование влияния экологических, социальных и управленческих факторов на риски и возможности в инвестиционно-строительных проектах. В ходе исследования был проведен обзор научной литературы как отечественной, так и зарубежной, касающейся ESG-факторов и способов их интеграции в инвестиционные проекты. Результатом работы стала разработка поэтапного подхода к оценке воздействия данных факторов на риски и возможности проектов в сфере инвестиционного строительства. Этот подход включает в себя выявление значимых ESG-аспектов, проведение качественного и количественного анализа связанных с ними рисков и возможностей, а также создание системы управления ESG-факторами в рамках проекта. Кроме того, была предложена система количественных показателей для оценки ESG-факторов, позволяющая учитывать их при построении финансово-экономической модели проекта. В исследовании получены теоретические результаты, связанные с разработкой алгоритма оценки влияния ESG-факторов и системы показателей для их количественного измерения. Сделан вывод о том, что оценка и управление ESG-факторами играют важную роль в повышении устойчивости и эффективности инвестиционно-строительных проектов. Дальнейшие исследования могут быть сосредоточены на создании отраслевых стандартов и показателей для оценки факторов ESG в сфере инвестиций и строительства, а также на совершенствовании инструментов экологического финансирования проектов.

СТРОИТЕЛЬСТВО

487-500 191
Аннотация

Точная оценка речного стока на уровне бассейна имеет важное значение в различных областях, включая водные ресурсы, изменение климата, стихийные бедствия, биоразнообразие и производство энергии. Как правило, гидрометрические станции считаются наиболее надежным источником данных для измерения речного стока. Стоит отметить, что значительная часть рек мира остается незаселенной из-за сочетания технических, экономических и политических ограничений. Обнадеживает тот факт, что недавние достижения в области дистанционного зондирования и спутникового наблюдения открыли новые возможности для глобального мониторинга речного стока даже в неисследованных бассейнах, а наличие обширных наборов данных и достижений в области компьютерных технологий способствовали разработке многочисленных современных методов, основанных на данных. Общей целью данного исследования является оценка притока воды в озеро Байкал в верхнем течении из бассейнов рек Верхняя Ангара и Кичера с использованием различных спутниковых наборов данных об осадках и стоке. Согласно результатам расчетов, для набора данных о мощности наблюдался более высокий расход энергии. Полученные результаты можно использовать для смягчения последствий наводнений, засух, проектирования мостов, управления городскими дренажными системами и экосистемой озер.

501-512 75
Аннотация

Цифровые модели рельефа представляют ценную информацию о рельефе земной поверхности. Разрешение и точность данных, используемых для их создания, являются критическими факторами, которые могут повлиять на результаты гидрологического анализа. Доступные глобальные цифровые модели рельефа являются перспективными источниками данных, но их эффективность должна быть тщательно оценена для различных характеристик рельефа и областей применения. Цель исследования заключалась в определении точности и разрешения данных современных и старых глобальных моделей, а именно SRTM 1, SRTM GL1, V3 ASTER, GMTED2010, PALSAR ALOS и GTOPO 30, на примере двух исследуемых территорий. Это Сирия (Сирийское побережье) и Россия (Черноярский и Ахтубинский район в Астраханской области), которые представляют различные модели рельефа. Для выполнения гидрологического анализа земной поверхности проводилась проверка степени совпадения высот моделей с реальными высотами, измеренными и взятыми из GPS. Это было сделано с использованием трех статистических показателей, а именно диапазона, стандартного отклонения и корреляции, а также с использованием программ BaseCamp, ARCGIS PRO & SAGA_GIS. Разрешение данных показывает степень детализации, отраженной в наборе данных DEM. Оно определяется пространственным интервалом выборки или размером ячейки сетки, используемой для представления земной поверхности. Точность данных относится к степени согласованности между значениями высоты, полученными из DEM, и фактическими данными на земле. Результаты показывают, что по коэффициенту корреляции и стандартному отклонению модель GMTED 2010 и ASTER V3, исследующая сирийский регион, и модель ALOS PALSAR и SRTM GL 1 для региона России, являются лучшими для проведения гидрологического анализа в отсутствие точных локальных моделей.

513-523 100
Аннотация

Седиментация является первым этапом очистки сточных вод от механических примесей. На ее скорость влияет плотность и размер частиц примесей, а также плотность и вязкость дисперсионной среды. В промышленных отстойниках осаждение частиц может происходить в ламинарном, переходном или турбулентном режимах. Цель исследования заключалась в установлении критериальных уравнений и их коэффициентов для процессов седиментации частиц песка, стекла и гранул полиамида. Осаждение частиц песка размером 0,001–0,003 м, сферических частиц стекла диаметром 0,0025–0,004 м и гранул полиамида со средним объемно-поверхностным диаметром 0,0022–0,003 м проводилось в мерном стеклянном цилиндре, заполненном дистиллированной водой. Для каждой твердой частицы замерялся диаметр, далее, с помощью пинцета она соприкасалась с уровнем поверхности воды, отпускалась и под действием силы тяжести начинала оседать на дно цилиндра. Секундомером засекалось время прохождения частицы между метками мерной емкости. Расчеты выполнялись на основе метода анализа размерностей. По результатам испытаний установлены зависимости критерия Рейнольдса от критерия Архимеда при осаждении частиц песка и гранул полиамида в переходном режиме и сферических частиц стекла в турбулентном режиме, выведены критериальные уравнения процесса осаждения твердых частиц в слое жидкости. Экспериментально определены коэффициенты для данных уравнений. Уравнения и коэффициенты, полученные в процессе исследования, могут быть полезны при проектировании отстойников, предназначенных для механической очистки сточных вод от частиц песка, стекла и полимеров.

524-530 78
Аннотация

В статье рассматриваются особенности строительства в условиях низких температур. В данном материале представлены ранее полученные исследования по повышению надежности металлических и железобетонных конструкций. Низкие температуры негативно сказываются на проплавлении кромок металлоизделий во время сварки. Отмечено, что в проектных организациях, на основании анализа результатов исследовательских работ и проведенных расчетов, инженеры-проектировщики закладывают стальной прокат из низколегированных, нержавеющих сталей никелевых сплавов. Применяемые материалы обладают высокой вязкостью, имеют хорошую свариваемость, сохраняют прочность в процессе изготовления конструкций и их эксплуатации. В статье авторы анализируют строительные работы в зимних условиях. Рассмотрен один из основных технологических процессов в строительстве – монтаж. Перечисляются ограничения на ведение сварочных работ и бетонирования. Указано, в каком случае идет монтаж конструкций на болтах, а в каком – на ручной дуговой сварке. Также было отмечено то, что на заводах-изготовителях металлические изделия и конструкции перед транспортировкой на строительно-монтажную площадку обрабатывают защитными покрытиями. Эти технологические операции направлены на защиту от коррозии металла и сохранение тепла в зданиях. Отмечено, что при температуре ниже 5 °С на строительной площадке применяют все технологические приемы зимнего бетонирования. Для того, чтобы цемент набрал необходимую прочность потребуется больше времени, чем при t=+20°C. Метод искусственного подогрева, который изложен в материале, направлен на создание прочных бетонных и железобетонных изделий и конструкций.

531-539 96
Аннотация

В представленной статье изучена и описана технология мониторинга технического состояния дымовых труб для выявления участков повышенных тепловых потерь с применением автоматизированной беспроводной системы мониторинга, в состав которой входит беспилотный летательный аппарат, оснащенный дополнительным оборудованием. Целью данной работы является исследование вопроса, связанного с обеспечением безопасности эксплуатации железобетонных дымовых труб, используемых в составе опасных производственных объектов. Основной задачей представленной технологии мониторинга является оперативное выявление дефектов и повреждений для снижения рисков возникновения аварийно-опасных ситуаций. При разработке особое внимание уделено автономности и интеллектуальности предлагаемой технологии мониторинга технического состояния. На первом этапе производится монтаж датчиков, координаторов и система дистанционной термометрии с передачей данных о температуре тела ствола дымовой трубы в диспетчерский центр. На следующем этапе проводится обследование участков наружной поверхности дымовой трубы с применением беспилотного летательного аппарата, оснащенного тепловизионной камерой, для подтверждения информации о потерях тепла. На завершающем этапе составляется термограмма объекта, на основе которой создается схема вероятного расположения выявленных дефектов и план производства ремонтных работ. Также указаны основные преимущества предлагаемой технологии.

540-555 86
Аннотация

В статье представлен анализ существующих конструктивных решений стальных каркасов с колонной коробчатого сечения и ригелем из двутавра с целью их применения в сейсмоопасных зонах, включая территории с пониженной температурой. Такие решения позволят сооружению воспринимать инерционные силы сейсмического воздействия, сохраняя при этом его несущую способность в течение всего периода эксплуатации. Для решения этой проблемы предлагается использовать стальные рамные узлы, которые можно применять как для всего каркаса здания в целом, так и на отдельных этажах, для создания эффекта «гибкого этажа». Авторами изучены статьи, книги и патенты из России, США, Японии, Китая и Ирана, проведен анализ факторов, снижающих надежность и эксплуатационные характеристики узлов. Выявлено, что главным таким фактором является сварное соединение, которое используется для крепления ригелей к колоннам, поперечных ребер в теле колонны и формированию коробчатого сечения колонны из листов, уголков или швеллеров. Учитывая тот факт, что на территории России присутствуют сейсмоопасные зоны с пониженными температурами, надежность сварного соединения снижается еще сильнее. В то же время, узлы без сварного соединения требуют специальных литых деталей или устройств, что снижает их доступность. В связи с этим ставится задача по разработке новых оригинальных конструктивных решений узлов, удовлетворяющим требованиям надежности и доступности.

556-569 64
Аннотация

Целью исследования является анализ программной реализации концепции генерации машин Тьюринга, решающих NP-трудные задачи. Формулируется математическая постановка проблемы генерации машин, представленная как решение задач ресурсного планирования для удобства адаптации к программным решениям, используемым для задач проектирования расписания занятий или, более широко, для задач сетевого планирования. Представлены программные решения представления данных, частично использующие технические решения для задачи проектирования расписания занятий. Приведено описание основных стратегий (процедурная семантика методов) сокращения переборов (глубокий возврат, «смотри вперед» и др.). В них также используются технические решения для задачи проектирования расписания занятий и других стратегий (например, применение оракула), которые не использовались для задачи проектирования расписания занятий. Целью исследования является анализ промежуточных результатов программной реализации концепции генерации машин Тьюринга, решающих NP-сложные задачи. Обсуждаются дальнейшие планы по разработке программного комплекса для генерации машин Тьюринга, который может стать открытой платформой для обучения студентов теории алгоритмов и информационным технологиям, проведения всеми желающими экспериментов по определению не полиномиальной сложности решения определенной серии NP-трудных задач, сгенерированными машинами Тьюринга.

570-579 52
Аннотация

Использование в больших количествах тары из полиэтилена низкого давления, применяемой для транспортировки и хранения нефтепродуктов (моторных масел), формирует собой повышенные риски негативного воздействия на окружающую среду при утилизации или захоронении. Поиск новых способов утилизации такой тары, позволяющих вовлечь ее в производство новых целевых продуктов, исключая при этом тщательную очистку отходов от загрязнений и остатков моторных масел, является актуальной задачей современной науки. Для изучения возможности использования полиэтилена в составе асфальтобетонной смеси была выбрана измельченная тара, использующаяся для хранения и транспортировки моторного масла. С целью исследования изменения свойств асфальтобетона с добавлением полиэтилена низкого давления, был сформован контрольный образец асфальтобетонной смеси, без его наличия, а также образец, содержащий 17,5 % полиэтилена низкого давления (загрязнен моторным маслом на 8 %) по массе битума. По результатам исследования была произведена оценка основных физико-механических показателей образцов асфальтобетона с полиэтиленом низкого давления и моторным маслом. Согласно данной оценке, ряд показателей имеет более высокие значения в сравнении с требованиями ГОСТ 9128-2013. Кроме того, был разработан технологический регламент получения асфальтобетонной смеси с добавлением полиэтилена, также разработана технологическая схема получения асфальтобетонной смеси. Вовлечение отходов полиэтилена, содержащих в себе остатки моторного масла, в цикл получения асфальтобетонных смесей, позволит снизить потребление сырья для производства асфальтобетона и уменьшить негативное воздействие на окружающую среду.

580-591 64
Аннотация

В настоящей работе рассмотрена проблема защиты от размыва волнами железнодорожного полотна на участке Туапсе–Адлер Северо-Кавказской железной дороги (побережье Черного моря). Целью данной работы является оценка влияния литодинамики береговой зоны на безопасность эксплуатации железнодорожного полотна на данном участке. Описываются литодинамические процессы в береговой зоне моря. На примере конкретного участка берега (1907–1910 км) показано влияние строительства берегозащитных сооружений на литодинамику в целом, и на смежные участки. Представлен ретроспективный анализ поэтапного строительства наносоудерживающих сооружений, морских бун, без полноценной отсыпки пляжеобразующего материала в межбунные отсеки. По результатам обследования и анализа спутниковых снимков участка берега от 1907 км до 1910 км в пределах перегона Водопадный–Лазаревское были сделаны выводы о том, что интенсивное строительство берегозащитных сооружений на участке, которое велось без должного учета процессов литодинамики, привело к размывам пляжа и аварийному состоянию подпорно-волноотбойных стен от 1909 км до 1910 км. Предлагаемые рекомендации позволят выполнять строительство сооружений инженерной защиты железнодорожного полотна с учетом литодинамических процессов, что повысит безопасность эксплуатации железнодорожного пути.

592-607 92
Аннотация

Неустановившийся режим фильтрации приводит к повышенной нагрузке на дренажные системы, что в некоторых случаях может привести к нарушению нормальных условий эксплуатации сооружений. В научной и учебно-методической литературе его изучению уделяется недостаточно внимания. Различные методики, используемые для расчета основного параметра неустановившегося режима – радиуса влияния депрессионной воронки, не всегда ведут к одинаковым значениям, а также не позволяют определить погрешность выполненных расчетов. Систематизированный обзор научной, нормативной и учебной литературы по расчету параметра неустановившегося режима фильтрации был выполнен с применением общенаучных методов анализа и синтеза, а также методов математического анализа. Результаты проведенного исследования показали, что глобально сложились два теоретических подхода для определения радиуса влияния, но ни один из них не учитывает погрешности производимых вычислений. В статье авторами приводится математическое обоснование вычисления радиуса влияния с заданной погрешностью с применением информационных технологий.

608-616 79
Аннотация

Надежность работы систем водоснабжения и водоотведения оказывает существенное влияние на окружающую среду, поэтому необходимо внедрять новые методы и способы, которые способствуют снижению риска возникновения аварийных ситуаций. Основываясь на опыте по автоматизации, обслуживанию и модернизации систем водоотведения и водоснабжения было принято решение по введению в автоматизированные системы управления дополнительных программируемых блоков, которые осуществляют контроль и регулирование непосредственно на исполнительном механизме. Для этого была использована среда программирования OWEN Logic, которая управляет насосными станциями через программируемые реле. В статье приводятся функциональные схемы, которые были внесены в стандартные макросы для увеличения степени надежности насосных агрегатов. Также было показано, что внедрение многоуровневого управления позволяет беспрепятственно совершенствовать действующие системы водоснабжения и водоотведения, увеличивать их функциональные возможности и обеспечивать благоприятную работу технологического оборудования. На основании проведенного анализа авторы приходят к выводу, что внедрение данного метода управления технологическими режимами поможет увеличить степень надежности и долговечности насосного оборудования, обеспечит бесперебойную работу насосных станций. При изменении производительности систем водоснабжения и водоотведения, установленные устройства позволят модернизировать их с минимальными экономическими издержками, возможно перепрограммировать работу низкого звена автоматизации, не влияя на работу других звеньев.

АРХИТЕКТУРА. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ДИЗАЙН

617-628 82
Аннотация

Актуальность данного исследования заключается в архитектурно-пространственном развитии территорий существующих вузов и кампусов. Наличие административных зданий, учебных корпусов, библиотек, лабораторий, студенческих общежитий и спортивных сооружений, медицинских пунктов, организация пешеходных зон, зеленых насаждений, парков и спортивных площадок, рекреация зеленых зон способствуют укреплению социальных связей между студентами и преподавателями, благоприятно сказывается на их обучении и развитии. Представленная статья анализирует примеры успешного развития студенческих кампусов, а также выявляет факторы, влияющие на их эффективность. Результаты исследования могут стать основой для создания архитектурно-пространственных решений с целью всестороннего формирования комфортной образовательной среды современных вузов Поволжья. Кроме того, результаты проведенного анализа помогут определить приоритеты и очередность решения задач архитектурного развития территорий на разных уровнях – от градостроительного планирования до установки инженерных систем и автоматики. Наличие ухоженных зеленых насаждений, удобных площадок для отдыха и общения, а также разнообразие спортивных и культурных объектов поспособствует созданию комфортной и стимулирующей атмосферы, что в свою очередь повысит мотивацию студентов к обучению и развитию их социальных навыков. Отмечено, что ключевыми факторами успешного архитектурнопространственного решения территории университетского кампуса являются: грамотное планирование, учет потребностей и предпочтений студентов, а также вовлечение их в процесс принятия решений. Кроме того, подчеркивается то, что важно уделять внимание поддержанию и регулярному обновлению зеленых насаждений и инфраструктуры кампуса.

629-645 65
Аннотация

В статье рассматривается проблема коммуникации между районами Кентрон и Канакер-Зейтун в г. Ереване. Особое внимание отводится архитектурно-монументальному комплексу «Каскад». Он имеет важное градостроительное значение в структуре общественных пространств г. Еревана, а также занимает прочное место в сознании горожан в качестве одного из символов столицы Армении. Целью исследования является выявление причины проблемы пешеходной коммуникации между районами города, определение перспективы развития, преобразования и модернизации территории. Также проводится сравнительный анализ общественных пространств центра города, изучение общедоступных GPS-треков и исследование результатов социологического опроса. Результаты градостроительного анализа определяют проблему пешеходной доступности в городе, а также создают картину взаимосвязи общественных пространств. Результаты социологического исследования позволяют понять запросы горожан и гостей г. Еревана для последующего развития архитектурно-монументального комплекса «Каскад». Исследования качественных и количественных характеристик общественных пространств выявили проблемы коммуникации между районами города на композиционном луче север–юг, которые связаны с незавершенностью строительства пятой террасы комплекса. Социологическое исследование подтверждает необходимость завершения строительства. Опрос показывает мнения горожан и гостей города о потенциально возможном развитии среды «Каскада».

646-659 93
Аннотация

Целью данной работы является исследование возможности строительства нового аэропорта в г. Иркутске в составе крупного транспортно-пересадочного узла на территории, равноудаленной от городов Иркутск, Ангарск и Шелехов, близко примыкающей к Восточно-Сибирской железнодорожной магистрали, федеральной автомобильной трассе Р-255 «Сибирь» и объездной дороге г. Иркутска. Для решения проблем необходимо оценить преимущества размещения нового аэропорта на предлагаемом участка по сравнению с расположением действующего аэропорта в черте города. Проведенный анализ и теоретические исследования транспортно-пересадочного узла и типов аэровокзалов показали, что формирование аэропорта как части транспортно-пересадочного узла с железнодорожным вокзалом и автовокзалом является наиболее правильным выходом для развития города. В работе использовался метод сравнительного анализа затрат времени пассажиров на проезд до нового аэровокзала и старого, который показал экономию времени пассажиров при переездах и пересадках при размещении аэропорта за пределами города, удобной доступности для жителей трех городов. Проведен анализ современных тенденций в развитии транспортно-пересадочного узла с рекомендациями по выбору определенного типа для условий города. Результатом предложения является увеличение пассажиропотока, площадей для обслуживания пассажиров и самолетов, увеличение длины взлетно-посадочных полос. Размещение аэропорта как части транспортно-пересадочного узла на свободной территории между тремя большими городами и модернизация обеспечат высокий уровень качества полетов и обслуживания пассажиров, повышение качества жизни горожан, значительное улучшение экологии города.

660-671 70
Аннотация

Целью работы является выявление факторов, оказывающих значительное влияние на закономерности размещения проектируемой застройки в существующей исторически сложившейся среде города. Были изучены теоретические взгляды и проектные методы архитекторов и градостроителей, исследующих на практической основе проблемы включения новых архитектурных объектов в сложносочиненный с семиотической, морфологической и функциональной точки зрения контекст. Временные рамки исследования были определены исходя из актуальности проблемы. По какой причине городам, построенным до XX в. характерна связанность градостроительной ткани, иерархия элементов, выверенность силуэта и ракурсов восприятия среды? Почему современные города или современные включения не обладают перечисленными свойствами и выглядят разрозненно и спорадически возникшими? Предлагается два возможных варианта ответа: уровень мастерства архитекторов до XX в. значительно превосходил своих последователей и отдельность строений, их несогласованность с окружающей застройкой является осознанным профессиональным решением архитекторов и градостроителей. В результате проведенного анализа было выявлено несколько подходов: трехчастное построение архитектурной формы, пространство как структура отношений, формализация объекта до структурного содержания, пространственная структура жилой среды как социально-пространственные комплексы, пространственные решетки, непрерывность, согласованность ткани застройки, фактор навигации, сходство по формальным признакам, отношение к городскому каркасу.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2227-2917 (Print)
ISSN 2500-154X (Online)