Preview

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость

Расширенный поиск
Том 12, № 2 (2022)
Скачать выпуск PDF

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

150-159 125
Аннотация

Целью настоящего исследования является оценка текущего уровня и перспектив цифровизации и автоматизации ключевых экономических процессов в сфере государственных и корпоративных закупок, а также оценка их роли в повышении эффективности результатов закупок. В работе применялась совокупность общенаучных методов, в том числе статистического и сравнительного анализов, изучения экспертных прогнозов, системный метод, метод принятия оптимальных решений и экспертных оценок. Проведен комплексный анализ уровня цифровизации и автоматизации закупок в Российской Федерации с позиций предметов нормативного регулирования законодательства о регулируемых закупках (в части нормативных требований). Осуществлена экспертная оценка соответствия текущего уровня цифровизации закупочных бизнес-процессов реальным потребностям экономических агентов. По результатам исследования можно сделать вывод, что регламентированные закупки в Российской Федерации находятся в начальной стадии цифровой трансформации. Электронизация и автоматизация закупочных бизнес-процессов происходит крайне неравномерно в условиях дуализма закупочного законодательства. По ряду направлений это приводит к повышению транзакционных издержек экономических агентов. Также было выявлено, что несовершенства нормативного регулирования отдельных процессов существенно замедляют процедуру их цифровой трансформации. В IT-секторе государственных закупок необходимо наращивать уровень применения инновационных технологий. При этом зависимость критической IT-инфраструктуры от иностранного программного обеспечения и оборудования должна быть минимальной.

160-165 141
Аннотация

Целью работы является анализ особенностей управления земельными ресурсами в городах. Актуальность данного вопроса подтверждается тем, что главной целью развития городов является достижение максимальной степени удовлетворения потребностей людей. По этой причине на государственном уровне уделяется особое внимание вопросам формирования городов и городских ресурсов, к которым наряду с финансами относится и земля, а также управления ими. В исследовании показано, что земли городов уже на протяжении длительного промежутка времени представляют собой ценность в качестве территориального пространства, которое наиболее активно участвует в инвестиционно-строительных процессах. В связи с этим для городов приоритетными являются задачи формирования эффективного управления и распоряжения имеющимися земельными ресурсами, обладающими высокой полезностью и определенной стоимостью, с целью повышения инвестиционной привлекательности территорий. В работе предлагаются мероприятия, направленные на решение данных задач. Сделаны выводы о том, что вопрос формирования целостной системы управления землями может решаться исключительно на государственном уровне и только при помощи разработанного механизма по формированию экономического воздействия, направленного на выполнение государственных обязательств в области проводимой земельной политики, созданию социальных гарантий и гарантий прав субъектов земельных отношений, улучшению экологической обстановки. В итоге грамотное использование земельных ресурсов будет способствовать преодолению кризисных явлений в обществе и позволит на основе повышения ценности территории обеспечить устойчивый рост экономики и качества жизни городского населения.

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ. СТРОИТЕЛЬСТВО

166-173 79
Аннотация

Используя навесную вентилируемую фасадную систему, можно защитить здание и предать ему любой дизайнерский и конструктивный вид. Цель работы заключается в анализе наиболее распространенных облицовочных строительных материалов при устройстве навесного вентилируемого фасада. Актуальность темы обусловлена тем, что в процессе проектирования строительного объекта у проектировщика и заказчика возникают вопросы, связанные с выбором облицовочного материала фасада здания, так как фасад – это «визитная карточка» здания, застройщика, а также, если мы говорим о жилом доме, собственников квартир. В данной работе рассматриваются, прежде всего, конструкция вентилируемого фасада в классическом исполнении, а также преимущества и недостатки существующих материалов для облицовочных работ на вентилируемых фасадах. Осуществляется общий сравнительный анализ характеристик облицовочных материалов. Отмечено, что облицевать фасад можно как дорогими, но уступающими по техническим характеристикам и свойствам, материалами, так и относительно недорогими, выполняющими свои основные функции. Облицовочный материал должен не только отвечать эстетическим решениям устройства фасада, но и защищать и стены фасада, и саму подсистему (металл) с утеплителем. В выводе формулируется, какой из рассматриваемых материалов выгоднее применять для вентилируемого фасада.

174-181 132
Аннотация

Цель статьи – рассмотреть особенности моделирования совместной работы арматуры с бетоном на примере композитной арматуры. В процессе исследования рассматривались стеклокомпозитная и базальтокомпозитная арматуры периодического профиля вида «А». Изучаемые образцы композитной арматуры представляют собой силовой стержень с анкерным слоем, который равномерно расположен на поверхности и под углом к его продольной оси. Анкерный слой изготовлен из термореактивной смолы и непрерывно армирующего наполнителя. Арматура типа «А» формируется путем вдавливания армирующего жгута в силовой стержень, при этом на поверхности образуются выступы. В результате проведенных экспериментов с бетонными кубами с размером ребер 15 см и призм с поперечным сечением 15×15 см, высотой 60 см, было установлено, что усредненные показатели максимальной прочности сцепления рассматриваемых образцов арматуры сопоставимы и соответствуют установленным стандартам. В то же время использование базальтокомпозитов имеет незначительное влияние на сцепление арматуры с бетоном. Существенной для данного показателя оказывается конфигурация наружного профиля стержня. Помимо этого, отмечена равномерность работы системы «арматура – бетон». Благодаря используемому в ходе эксперимента профилю арматуры было достигнуто равномерное и стабильное поведение стержня в бетоне. Доказательством этого являются диаграммы напряжения-смещения, построенные по результатам проведенных испытаний на выдергивание стержней арматуры из бетонных кубов. Полученные параметры сцепления с бетоном композитной стеклои базальтопластиковой арматуры позволяют использовать для расчета анкеровки этой арматуры в бетоне общие зависимости.

182-189 99
Аннотация

Цель – перестройка графа (трассы) автомобильной дороги для улучшения эксплуатационных качеств участков автомобильной дороги, приведения к нормативным требованиям для большегрузного транспорта, перестройки аварийно-опасных участков без проведения дорогостоящих геодезических обследований, но на основании результатов современных систем сбора данных по объектам дорожного хозяйства. В статье разработаны методы построения цифровой предварительной траектории автотрассы с использованием баз данных, основанных на отношениях, и алгоритмы, реализующие такие подходы по данным видеопаспортизации. Результатом является построение проекта эскизного графа автомобильной дороги, удовлетворяющего действующим нормативным документам, включая учет уровня удерживающей способности ограждений для большегрузного транспорта. В качестве основного вывода можно отметить, что если цифровая экономика РФ будет иметь отраслевые и региональные базы данных автодорожного хозяйства, пополняемые результатами современных систем сбора данных по объектам, то будет возможным решение задач предварительного построения графа автомобильных дорог для большегрузного транспорта без проведения дорогостоящих геодезических обследований.

190-195 171
Аннотация

Цель – определение перспектив интегрированной автоматизации управления этапами жизненного цикла строительства и календарного планирования в строительстве на основе применения 4D-моделирования. Методика исследования базировалась на изучении и оценке концепции 4D-моделирования, применяемой в отечественной и зарубежной практике на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства, которая направлена на визуализацию последовательности выполнения строительных задач. В настоящее время превалирующая часть застройщиков не выполняют установленные строки строительства и задерживают или переносят сроки ввода объекта в эксплуатацию, что вызвано использованием традиционных средств планирования. Сегодня строительная отрасль находится на стадии перехода от 2D-документации и поэтапных процессов формирования цифровой модели к интегрированному плану-графику, основанному на концепции 4D-моделирования. С переходом на Индустрию 4.0 внедрение 4D-моделирования в BIM-модель произведет революцию в строительной отрасли, благодаря интеграции данных 3D-моделей с дополнительными измерениями планирования и оценкой стоимости. В статье доказано, что применение 4D-моделирования в строительстве направлено на повышение эффективности рабочих процессов, которые когда-то были сопряжены с большим риском и неэффективностью на этапе строительства. В настоящее время метод 4D-визуализации находится на ранней стадии внедрения, поскольку существует ряд барьеров и проблем, в том числе связанных с переоценкой стоимости внедрения, поиском компетентного персонала, отсутствием интегрированных моделей. Вместе с тем применение 4D-моделей является необходимым и неизбежным переходом на новый этап цифровой зрелости строительной отрасли, обеспечивающим субъектам строительного процесса визуализацию запланированных этапов строительства, оптимизацию коммуникаций внутри каждого этапа и наиболее точное планирование ресурсов.

 

196-205 93
Аннотация

Цель – разработка организационно-технических решений на этапе капитального ремонта жизненного цикла объекта строительства на примере автомобильной дороги А-331 «Вилюй» Тулун – Братск – Усть-Кут – Мирный – Якутск с использованием возможностей его цифровой модели. Методика исследования базировалась на изучении и оценке концепции BIM-моделирования, применяемой в отечественной и зарубежной практике на этапе капитального ремонта жизненного цикла объекта строительства, в том числе с использованием ПО Autodesk Revit и систем автоматизированного управления дорожно-строительной техникой. Проведение капитального ремонта автомобильных дорог – одно их приоритетных направлений дорожных работ, целью которого является восстановление верхних слоев дорожной одежды с учетом требований ровности и шероховатости. Для повышения эффективности принимаемых управленческих решений целесообразно интегрировать в общепринятые этапы капитального ремонта жизненного цикла объекта строительства средства 3Dмоделирования, что оптимизирует проекты капитального ремонта и обеспечит их цифровую зрелось. На основании этого в статье представлена характеристика цифровой информационной модели объекта капитального строительства с учетом факторов, препятствующих ее массовому применению. Проанализированы этапы формирования организационно-технологической документации в разрезе аспектов применения автоматизированных средств проектирования. На примере автомобильной дороги А-331 «Вилюй» проведен анализ интеграции BIM-технологий в этап капитального ремонта жизненного цикла объекта строительства. На основе применения цифровой модели объекта строительства разработаны графики производства работ, поставки материалов, потребности в машинах и механизмах, потребности в трудозатратах для производства работ. Доказано, что применение средств автоматизированного проектирования при осуществлении капитального ремонта объектов строительства позволяет получать фактическое распределение объемов ремонтных работ, определять плановый промежуток времени их выполнения и оптимизировать расход бюджетных сред и иных ресурсов.

206-213 81
Аннотация

Статья содержит результаты экспериментального фрагмента вероятностно-статистического подхода к проектному учету последствий, обусловленных нестационарными стохастическими изменениями температуры и влажности внешней среды. Низкотемпературные воздействия внешней среды смоделированы циклическими испытаниями на морозостойкость по регламенту третьего метода ГОСТ 1006-2012. Испытанию подвергнуты кубические и призматические (100 × 100 × 400 мм) образцы двух серий: «ОБ» – обычный бетон и «ФБ» – бетон с дисперсным объемным армированием (µ = 1,5 %) полипропиленовыми волокнами диаметром df = 0,8 мм и lf = 40 мм. По истечении заданного количества циклов образцы были испытаны на осевое сжатие в режиме постоянства скорости деформирования 5 · 10-3 1/с. Анализируется кинетика при циклическом замораживании и оттаивании и взаимная корреляция значений статистики распределения прочности и деформативности обычных и фиброармированных бетонов с использованием полных диаграмм σb – εb и дискретных моделей, соответствующих различным этапам деформационного отклика. Предлагается дифференцировать критериальные условия оценки последствий климатической деградации конструкций с учетом спецификации требований эксплуатационной пригодности сооружений.

214-223 79
Аннотация

Цель – разработка методики проектирования баз данных автодорожной отрасли, удовлетворяющих требованиям цифровой экономики. В работе применен теоретико-множественный анализ сложных систем, реализуемых реляционными базами данных (БД). Такой подход соответствует современным тенденциям мировой цифровой экономики, где реляционные БД обеспечивают эффективную работу банковского сектора, управления промышленным производством, быструю обработку данных (банковские карты клиентов, поиск в интернет-пространстве) и др. Кафедрой автомобильных дорог ИРНИТУ создана и развивается БД по автомобильным дорогам Иркутской области. В работе рассматривается идеология этого проекта и планы его дальнейшего развития в перспективе возможности использования данной базы данных удаленными пользователями. Специфика цифровой экономики РФ требует создания отраслевых и территориальных баз данных, включая БД по автомобильным дорогам регионов РФ. В статье предлагаются достаточно эффективные решения такой БД, включая, в частности, подключение удаленных пользователей к серверной базе данных на основе атрибутивных характеристик для ограничения доступного контента для удаленного пользователя и допустимых для него изменений серверной части данных.

224-231 176
Аннотация

Цель – исследование современных методов очистки сточных вод. Проблема очистки сточных вод во всем мире является актуальной и требует решения. Одним из эффективных методов очистки стоков стало применение на очистных сооружениях мембран, получивших название «мембранный биореактор» (МБР). В работе описаны особенности конструкции мембран, достоинства и недостатки технологии их применения. Рассмотрены примеры использования МБР на действующих предприятиях по очистке сточных вод в Германии, Италии и Швеции. Технология очистки сточных вод с помощью МБР, где используется фильтрация через микроили ультрафильтрационные мембраны, – самая «молодая» в семье таких методов очистки и самая динамично развивающаяся. Она получила признание на мировом рынке. Высокие показатели качества очищенной воды обусловлены, в первую очередь, конструкцией МБР, способствующей повышению концентрации активного ила в биореакторе и фильтрующей способностью самой мембраны. За последние 100 лет современной очистки сточных вод для населения и предприятий не было внедрено ни одной другой новой технологии, дающей столько положительных эффектов. Благодаря широкому спектру доступных мембран и модулей можно найти технически подходящие системы практически для любого типа задач по очистке воды. Их актуальность также заключается в их малогабаритности, что является большим преимуществом при освобождении пространства для нового строительства или когда возможности расширения очистных сооружений ограничены.

232-239 98
Аннотация

Цель – проведение исследования по определению границ использования автомобильного транспорта сточных вод, а также оценка возможности его применения в уже существующих, развивающихся и реконструируемых системах водоотведения. Автомобильный транспорт в виде ассенизаторных машин используется уже не один десяток лет для сбора и отвоза сточных вод из выгребных ям и септиков частных домостроений и отдельных предприятий. При этом всегда важно установить, в каких объемах и на какое расстояние экономически выгодно использовать автомобильный транспорт, а при каких условиях следует переходить на трубопроводный транспорт сточных вод в виде напорных и безнапорных трубопроводов. Такие вопросы часто возникают у разработчиков перспективных схем водоотведения малых населенных мест и отдаленных урбанизированных территорий. Проведенный анализ показал, что рекомендательные и законодательные основы решения этой проблемы отсутствуют, хотя автомобильные перевозки стоков с каждым годом увеличиваются, в том числе за счет роста индивидуального домостроения и потребностей в благоустройстве сельских населенных мест. В процессе исследования были получены зависимости стоимости жизненного цикла трубопроводной и автомобильной систем водоотведения от объемов сточной жидкости и дальности ее транспортирования. Наложение этих функций дает точки пересечения, указывающие на области применения автомобильного и трубопроводного транспорта сточных вод. Полученные области использования автомобильного транспорта по объемам и дальности перевозимых стоков зависят от местных условий строительства трубопроводов, сейсмической активности района, стоимости электроэнергии и экологических требований к сохранности окружающей среды. Эти области предлагается использовать при организации перевозок сточных вод, при организации и оптимизации районных систем водоотведения, а также в методах оптимизации проектных решений.

240-247 82
Аннотация

Население Прибайкалья (неофициальное название Иркутской области) составляет 2,36 млн чел., в основном проживающих в акватории р. Ангара. Поэтому 91 % всех водозаборов относятся к поверхностным берегового, руслового и ковшового типа. Со строительством каскада гидроэлектростанций на р. Ангара (1961 г.) оз. Байкал и Иркутское водохранилище стали единым искусственным резервуаром, уровень в котором зависит от естественных процессов приточности воды в оз. Байкал, а также деятельности энергетики и водного транспорта. Поэтому уровень воды колеблется в значительных диапазонах. Так, в оз. Байкал в многолетнем разрезе изменение уровня воды составляет 2 м, в Братском водохранилище уровень воды изменяется в пределах 10 м. Целью исследования является анализ влияния изменения уровня воды в оз. Байкал на эффективность работы всех водозаборов р. Ангара. На основании расчетов и экспедиционных исследований показано, что при повышении уровня воды в водоемах ухудшается ее качество и требуется ее очистка. При уменьшении уровня падает производительность водозаборов и необходима замена насосного оборудования. Проведенный анализ работы поверхностных водозаборов в населенных местах Прибайкалья показал, что их эффективную работу при существующих конструкциях и значительных изменениях уровня воды в оз. Байкал и на реке Ангара организовать не представляется возможным. Необходимо переходить на подземные источники водоснабжения. Возможны конструкции понтонных водозаборов либо организация береговых сооружений, работающих на всем диапазоне колебаний уровней воды в водоеме.

248-255 94
Аннотация

Цель работы заключается в изучении проблемы выбора методов ремонта автомобильных дорог на территории зоны вечной мерзлоты. Одной из основных научно-технических и технологических проблем устройства и содержания дорог в северных районах остается проблема обеспечения прочности и устойчивости земляного полотна и инженерных сооружений в условиях распространения многолетнемерзлых грунтов и глубокого сезонного промерзания грунтов. Были рассмотрены основные причины разрушений дорожных конструкций, в числе которых как глобальное потепление климата, так и сложные геологические и гидрогеологические условия района. После строительства автомобильной дороги «Амур» на многих ее участках наблюдаются деформации. В 2012 году ФКУ Упрдор «Забайкалье» с привлечением проектных, научных организаций выполнило разработку целевой программы по обследованию таких участков. В статье рассмотрены выработанные в соответствии с данной программой мероприятия по ремонту и технологии проведения работ, которые включают: строительство водопропускных труб, устройство каменной наброски, теплодиодных призм и слоев холода, солнцеосадкозащитных навесов, защитных берм. Мониторинг отремонтированных участков показывает незначительные деформации покрытия и земляного полотна, полностью стабилизировались 55 % участков. Но окончательная оценка фактора стабилизации мерзлотного слоя грунта требует более длительного периода времени. Важнейшей мерой должно стать создание действующей системы инженерно-геокриологического мониторинга участков автодороги «Амур», при реализации которой можно предупредить опасные проявления деформаций и разработать эффективные меры по защите дорожного полотна от их негативного влияния.

АРХИТЕКТУРА. ДИЗАЙН

256-275 129
Аннотация

Цель – на основании анализа и классификации размещения современных австрийских церквей в структуре города провести аналогию с российскими церквями, составить прогноз развития архитектуры русской православной церкви XXI в., рассмотреть расположение новых современных сакральных зданий в сегодняшней градостроительной ситуации Иркутска и выявить тенденции к обновлению традиционных приемов. Были проведены натурные обследования и фотофиксация более 100 современных церквей городов Австрии – Вены, Зальцбурга, Граца – и пригородов, изучены научные публикации в этой области австрийских архитекторов и искусствоведов. Рассмотрены религиозные католические реформы XX в., повлиявшие на месторасположение, стиль и формообразование религиозной архитектуры, отслежена динамичная эволюция церковного строительства. Рассмотрены и проанализированы современные и исторические восстановленные сакральные сооружения Иркутска, выявлены обобщающие тенденции развития на основе появляющихся новых зданий, студенческих концептуальных и профессиональных архитектурных проектов храмов. Ввиду того, что развитие русской православной церкви было вынужденно остановлено на 70-летний период в связи с произошедшими политическими потрясениями в России 1917 г., сакральная архитектура в конце XX столетия вернулась фактически к тому же положению, в котором была разрушена. Но как символ культуры и архитектурной идентичности, как общественное пространство, как место туристического и городского притяжения она в течение последних 30 лет возрождается и медленно стремится к модернизации архитектурных решений и к появлению новых мест расположения в городском пространстве. Проведенные исследования показывают, что любая архитектура, даже консервативная религиозная, откликается на происходящие в социуме явления, на его новые потребности, в результате чего через ее реализаторов – архитекторов и заказчиков – постепенно меняет позицию в городской застройке, а также пространственную организацию, композицию, форму, архитектурный стиль.

276-285 118
Аннотация

Целью настоящего исследования является разработка концепции застройки современного жилого квартала с общественной инфраструктурой, бесконфликтно интегрированной в исторический центр города Иркутска. Площадка для размещения квартала расположена в границах ул. Рабочая, территории Машиностроительного завода, набережной реки Ушаковки и ул. Франка Каменецкого и Октябрьской Революции. В рамках исследования проведен анализ современных планировочных структур внутри исторического контекста на примерах различных городов. Изучены компоненты городской идентичности и направления, вокруг которых она формируется. Определены особенности формообразования объектов различного назначения внутри градостроительной структуры города Иркутска. Разработаны проектные решения для строительства современного жилого квартала с общественными зданиями в историческом центре Иркутска. Основной упор при разработке проекта был сделан на исследование вопросов городской идентичности и ее внедрение в проектные решения. Предложенная концепция направлена на сохранение городской идентичности и подчеркивает особенности исторической архитектуры города в формате современного градостроительства.

286-293 128
Аннотация

Статья посвящена вопросам внедрения цифровизации в образовательный процесс студентов творческих специальностей. Исследование базируется на итоговой работе, выполненной в рамках программы профессиональной переподготовки «Управление проектной деятельностью в цифровой образовательной среде университета» (НИЯУ МИФИ). Выявлена важность сбора цифрового следа студентов в процессе обучения как значимого информационного контента, позволяющего установить обратную связь в процессе преподавания с целью регулирования образовательной траектории. Сформулированы проблемы реализации процесса сбора цифрового следа обучающихся в творческом вузе, и оценены существующие возможности осуществления этого процесса. Определены принципы цифровизации образовательного процесса на базе основных показателей его освоения («знать», «уметь», «владеть»), что позволило выявить соответствующие методы сбора цифрового следа. Исследование показало, что базой формирования рабочей модели «студент – молодой специалист – производство» является цифровизация образования, подразумевающая отлаженную работу системы «преподаватель – содержание – студент – информационные технологии».

294-305 81
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы системно-деятельностного формирования и комплексного построения апорий дискурса идей трансгуманизма в контексте разработки и описания метатеории психодизайна городской среды. В связи с этим конкретизация и детальная проработка композиционных аспектов создания комфортной среды городского центра сибирского поселения осуществляется в контексте систем взаимодействия архитектурно-градостроительного комплекса с пространственной организацией проектируемого фрагмента городской среды и его цветосветового наполнения. Форма и содержание, техники и технологии, приемы и процедуры построения единого городского стиля объектов и предметов наполнения торговой среды проработаны и описаны авторами в художественной концепции размещения объектов психодизайна в уникальной среде города Иркутска. Формирование закономерностей художественного метода в контексте построения и развития общей метатеории в процессе постановки проблем и решения задач городского дизайна раскрывается, в частности, в их связи с ассимиляцией дискурса идей трансгуманизма в функционально-пространственной организации единиц художественной культуры городской среды. Такой подход методологически включает реализацию корректирующей функции в процессе оптимизации структуры художественного образа комплексных объектов психодизайна городской среды. Разработка регламента проектной деятельности в контексте требований гуманизации городской среды позволяет оптимально обозначить апории дискурса идеологии трансгуманизма и сделать вывод о путях перспективного развития метатеории психологии восприятия городской среды, а также информационных систем, обусловливающих дальнейшее повышение роли визуальной информации в эстетическом формировании городской среды.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2227-2917 (Print)
ISSN 2500-154X (Online)